НА ГЛАВНУЮ
 
 
И РАСТЁТ КОРАЛЛОВЫЙ УЗОР

© Галина Росси

Кораллы

Широко раскинулся ветвями
Чуждый неба, звуков и лучей,
Целый лес кораллов под волнами,
В глубине тропических морей.
Миллионам тружеников вечных —
Колыбель, могила и приют,
Дивный плод усилий бесконечных,
Этот мир полипы создают.
Каждый род, — ступень для жизни новой, —
Будет смертью в камень превращен,
Чтобы лечь незыблемой основой
Поколеньям будущих времен;
И встает из бездны океана,
И растет коралловый узор;
Презирая натиск урагана,
Он стремится к небу на простор,
Он вознесся кружевом пурпурным,
Исполинской чащею ветвей
В полусвете мягком и лазурном
Преломленных, трепетных лучей.
Час придет, — и гордо над волнами,
Раздробив их влажный изумруд,
Новый остров, созданный веками,
С торжеством кораллы вознесут...

О, пускай в глухой и темной доле,
Как полип, ничтожен я и слаб, —
Я могуч святою жаждой воли,
Утомленный труженик и раб!
Там, за далью, вижу я над нами
Новый рай, лучами весь облит,
Новый остров, созданный веками,
Высоко над бездною царит.

/Дмитрий Мережковский/

Это рассказ об удивительном, очень древнем существе, обитающем в тёплых морских водах и создающем неповторимые по красоте живые заросли, более того, создающем целые острова. Это кораллы.

Миф о происхождении кораллов связан с красавицей Медузой. Да-да, я не оговорилась. Именно такой – прекрасной и восхитительной морской девой была изначально дочь океанических божеств Форкия и Кето, внучка Геи-Земли и Понта-Моря. Увы, её красота сыграла с ней злую шутку, потому что увидал её как-то колебатель земли Посейдон и решил, что Медуза должна принадлежать ему. Он подстерёг красавицу у храма Афины, где и возлёг с ней. Девственная воительница была вне себя от того, что храм её был осквернён, и мало того, что превратила Медузу в крылатое чудовище, так еще и наделила её ужасающей силой – превращать своим взглядом в камень все живое. Бедная Медуза (имя которой переводится как «покровительница, хранительница») теперь была вынуждена скрывать от всех свой безобразный облик, и перебралась «на край земли», на затерянный отдаленный остров. Шли годы, но Афина все не могла успокоиться, пока, наконец, не появился герой Персей, сын Зевса и Данаи, обронивший случайно обещание принести голову Медузы. Афина сопроводила его на этот подвиг, предупредив, чтобы он не глядел на Медузу, а лишь на ее отражение, и подарила ему для этого отполированный до блеска щит. Персею помог и Гермес, вручив ему серп, которым можно было отрезать голову Медузы. Затем Персей раздобыл крылатые сандалии, чёрную шапку-невидимку и волшебную сумку, для хранения отрезанной головы жертвы. Экипировавшись таким образом, герой полетел в страну гипербореев, где среди окаменевших изваяний людей и животных увидел спящую горгону. Глядя в зеркальный щит на отражение Медузы, Персей одним взмахом руки, направляемым Афиной, отрезал серпом голову несчастной девы. Хлынула кровь, и

Конь появился Пегас из нее и Хрисаор великий.
Имя Пегас - оттого, что рожден у ключей океанских,
Имя Хрисаор - затем, что с мечом золотым он родился.

/Гесиод «Труды и дни»/

Бенвенуто Челлини. Персей (1545—1554)

Бенвенуто Челлини. Персей (1545—1554)

Это были дети Посейдона и Медузы, зачатые в храме Афины.
Персей положил голову Медузы в сумку, надел шапку, сделавшую его невидимым, и полетел на юг. Древние мифы рассказывают о том, что капли крови, падавшие из сумки на землю, порождали змей, а кровь, попавшая в море, когда Персей пролетал над ним, стала красными кораллами, которые так и называются по сей день – горгонарии.
Кораллы упоминаются в разных легендах в связи с морскими божествами и, прежде всего, с обитающим в глубинах океана Морским Царем. Такие предания есть и у поморов, а Михаил Ломоносова описал чертоги и трон этого царя в своём стихотворении.

В недосягаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных.
Там трон жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сафирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская, порфира и виссон
Что сильные моря несут ему пред трон.

/Михаил Ломоносов /

Но, даже если отвлечься от легенд и мифов, то история кораллов совершенно удивительна.
Прежде всего потому, что очень долго никто не знал достоверно, что это такое – кораллы? Растения или животные?
Многие виды этих великолепных созданий действительно напоминают по форме экзотические, прекрасные цветы и странные растения. В романе «Остров накануне»
Умберто Эко устами своих героев описывает красоту и необычность форм морских кораллов:
«А кораллы, каковы они, эти кораллы, знакомые ему только как драгоценности, которые в поэзии отображают цвет румяных девьих губ?
Что до кораллов, тут отец Каспар не мог выискать слов и ограничивался тем, что возводил очи горе с выражением блаженства. Кораллы, известные Роберту, были погибшие, как давно погибла добродетель тех придворных дам, к чьим устам либертины применяли это натянутое сравнение. На коралловом отроге погибшие тоже не недостачествовали, и именно они царапали руки тех, кто хотел потрогать их под водой. Но настоящим изумлением являлись кораллы живые, они похожи, как бы описать, на подводные цветы, на анемоны, гиацинты, васильки, лютики, колокольчики, нет же, это ничего не передает, это живые завитки, локоны, почки, распуколки, пузыри, бутоны, желуди, завязи, пупырышки, узлы, кочерыжки, прожилины, плодоножки, да нет, надо рассказывать иначе, они подвижны, они многоцветны, как сады Семирамиды, они пересозидают все злаки полей и огородов, от репы до репейника и до кочанной капусты…»

Аметист

Заблуждение о том, что кораллы – это растения продержалось вплоть до 18 века, когда, наконец-то, было доказано, что маленькие существа, создающие удивительные подводные леса и сады – животные.
Кроме того, в древности считали, что коралл, находящийся в воде – мягкий, но, стоит его вытащить из воды на воздух, как он твердеет.

Кораллы упоминаются в древних письменных источниках и, в частности, довольно любопытное упоминание мы находим в одном из древнеиндийских литературно-исторических памятников – в Законах Ману. Традиция приписывает составление Законов мифическому прародителю людей – Ману, но исследователи считают, что текст не такой уж древний и датируют его всего лишь II веком до н. э.— II веком н. э. (хотя, никто пока не доказал, что это не список с более древнего трактата).
В законах, в главе 12 под пунктом 61 читаем: «Человек, по жадности укравший драгоценные камни, жемчуг или кораллы и [другие] разного рода драгоценности, возрождается среди золотых дел мастеров». Весьма своеобразное наказание, не так ли?
Средневековый персидский учёный-энциклопедист Аль Бируни, в своем знаменитом трактате «Собрание сведений для познания драгоценностей» пишет следующее: «Говорит Мухаммед ибн Закарийа: коралловое дерево достигает такой  высоты, что пробивает суда, которые проходят над ним. И эти его слова доказывают, что кораллы каменеют в самом море, в противоположность тому, что говорит Диоскорид, а именно: пока кораллы находятся в воде — это растения, а каменеют они лишь после того, как их извлекают и они попадают на воздух. Говорят, что кораллы извлекают мягкими и белыми, затем их закапывают в песок там они отвердевают и становятся красными, и что это их созревание. Можно допустить, что краснота их — случайное свойство, так как огонь уничтожает ее, если постепенно разогревать коралл в горне».
Парацельс добавляет, что: «поля, на которых зарыты кораллы, избавлены от бурь, града, не поражаются молнией, а также над ними не летают хищные птицы».
В период средневековья в Европе стал весьма популярен такой поэтический жанр, как лапидарий.
Название происходит от латинского слова lapidarius, означающего каменотёс. В подобных сочинениях описывались как магические, символические, так и иные необычные свойства драгоценных и полудрагоценных камней. Один из наиболее знаменитых лапидариев написан Марбодом, епископом Реннским около 1080 году. Полное название его сочинения «Поэма о геммах или драгоценных камнях» - и это действительно поэма, где в стихотворной форме автор описывает 60 драгоценных и полудрагоценных камней. Каждому камню посвящена глава и среди них, под номером 22 – коралл.

Можно с лозой сопоставить коралл, пока в море живет он,
Но извлеченный сетями, иль срезанный острым железом,
С воздухом соприкоснувшись, твердеет он, делаясь камнем.
Был лишь недавно зеленым, - становится пурпурным тотчас.
Словно древесная ветка по виду коралл и длиною
Сам он в полфута, и вряд ли найдется размером длиннее;
На украшенья идет он, которые нравятся многим.
Ведь полагают, коралл для носящих - целебное средство,
Он (говорит Зороастр) обладает чудесною силой.
И, как о том Метродор, величайший пишет учитель,
Молнии он отвращает, а также и смерчи, и бури
От корабля, или кровли, иль поля, где б он ни носился,
На виноградниках, или рассыпан в оливковой роще,
Иль поселянами в поле, рассеянный с семенем вместе,
Он от ростков отвращает враждебные града удары,
Тем умножая плоды, чтоб они наливались обильно;
Гонит он демонов тени и монстров еще фессалийских.
Делает легким начало, конец же - благополучным.

/Марбод Реннский/

Кораллы

Упоминаемый в стихотворении Метродор – это греческий философ и ритор, автор сочинения о поведении животных из Скепсиса (II в. до н. э.), очевидно весьма почитаемый Марбодом.

 

Следующая

 

Все публикации

 
 
Публикации сайта «Мир Ароматов» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено отдельно.
Указывать сайт «Мир Ароматов» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.