НА ГЛАВНУЮ
 
 
 
 
Б. А. Розенфельд, M. М. Рожанская, 3. К. Соколовская

АБУ-Р-РАЙХАН АЛ-БИРУНИ

фрагмент главы
Минералогия и фармакогнозия

Абу́ Рейха́н Мухамме́д ибн Ахме́д аль-Бируни́

Абу́ Рейха́н Мухамме́д ибн Ахме́д аль-Бируни́

 

Особый интерес представляют соображения Бируни о классификации минералов. Ведь его метод, основанный на необходимости проверки теоретических построений экспериментальными данными, требовал рационального подхода к классификации минералов.
Первые попытки классификации восходят еще к ассиро-вавилонской и египетской минералогии, в которых драгоценным камням приписывались определенные магические и целебные свойства. Все это было тесно связано с астральным культом: каждому из светил (Солнце, Луна и планеты) был посвящен определенный камень. Под влиянием дуалистических представлений, свойственных древневосточным религиям и религиозным учениям средневекового Востока и оказавших столь сильное влияние на мировоззрение средневекового мира вообще, сложилось и представление о двух началах в природе минералов. Камни подразделяли на «мужские» и «женские» и па две четкие группы в соответствии с их цветом и яркостью.
Для средневековой науки о камнях характерно резкое разобщение восточной и западной традиций. В Европе в эпоху раннего средневековья античные представления

Бируни. Таблица минералов

о природе минералов (как и вообще античная наука) подвергались гонениям как противоречащие догматам христианской церкви. Верующим полагалось иметь понятие лишь о двенадцати камнях, упоминаемых в Библии и толковавшихся в духе астральных представлений ассиро-вавилонской традиции.
Минералогические сочинения Средней Азии и Переднего Востока содержат больше сведений и, как правило, не связаны с религиозными представлениями. Обычно это — описания минералов для практического приложения в медицинских целей, хотя в таких описаниях немалое место занимают сведения о магических и вообще фантастических свойствах камней. Все описания содержат попытки классификации минералов. Нас, естественно, интересуют классификации, принятые теми авторами, которых чаще всего цитирует Бируни.
Ал-Кинди классифицирует камни по дихотомическому принципу: каждая группа разбивается на две, которые в свою очередь делятся на две и т. д. Ал-Кинди особо выделяет камни, «подобные яхонту» и «подобные изумруду». Ибн Сина делит все минералы па четыре группы; камни, руды, горючие вещества и соли. Это деление было впоследствии воспринято европейской минералогией и легло в основу всех геологических классификаций вплоть до XIX в.
Бируни в «Минералогии» не дает своей классификации в общем виде. Восстановить ее помогают как план самой книги, так и замечания о принципах классификации, разбросанные по всему сочинению. В основном он придерживается классификации ал-Кинди и Ибн Сины, традиционной для науки его времени, объединяющей минералы в группу по цвету и степени «совершенства». Поэтому в группе драгоценных камней на первом мосте стоит «красный яхонт» (рубин), а в группе металлов — золото (стоящую перед золотом ртуть Бируни считает не металлом, а «матерью металлов»).
«Минералогия» состоит из двух частей: «О драгоценных камнях» и «О металлах». Минералы первой части Бируни объединяет в следующие группы; 1) «красные камни» — яхонт и «подобные ему» *— дал и гранат; 2) самые твердые камни — алмаз и наждак; 3) произведения моря: жемчуг, коралл, перламутр; 4) группа «зеленых камней» — изумруд и подобные ему; 5) группа кремнезема: сердолик, оникс, горный хрусталь; 6) опять синие и зеленые камни: лазурит, малахит, нефрит; 7) вещества органического происхождения: гагат, асфальт, янтарь и др.; 8) не драгоценные камни: гематит, пемза и др.; 9) искусственные вещества: стекло, эмаль, фарфор, глазурь.
Во второй части описываются металлы и сплавы.
Как видим, распределение материала внутри книги в основном подчинено традиции, однако наибольший интерес для нас представляют как раз те места, где Бируни от неё отходит, и те соображения, которыми он при этом руководствуется.
Согласно традиции вначале следовало описывать камни одного цвета, т. е. красный яхонт и «подобные ему», затем следующий за ними по шкале «совершенства» жемчуг, а потом перейти к яхонтам других цветов. Бируни же рассматривал всю группу яхонтов, а затем уже «подобные им», исходя из того, что яхонты всех цветов одинаково тверды, близки по удельному весу, встречаются в одних и тех же месторождениях и могут быть различно окрашенными па разных участках, т. е. распределял материал» учитывая совокупность различных свойств минералов*

Яхонт

Яхонт

За яхонтами рассматривается не жемчуг — вещество органического происхождения, а алмаз. «Связь между пим (алмазом] и яхонтом, — писал Бируни,—наиболее тесная в отношении крепости, твердости, нахождения по соседству в своих месторождениях и свойства побеждать другие камни своей способностью сверлить и резать» («Минералогия», стр. 81)

Алмаз

Алмаз

За алмазом описывается наждак, который «помогает алмазу при шлифовке и полировке, а в некоторых случаях и заменяет его»(«Минералогия», стр. 91). И хотя мы но встречаем в трактате прямых указаний, можно считать, что одним на поводов К такому новому подходу были работы Бируни по определению удельных весов, на основании которых устанавливалась близость внешне непохожих друг на друга минералов и различие внешне сходных.
Замечательно его объединение всех минералов группы кремнезема, также, вероятно, сделанное из соображений близости удельных весов и совместного нахождения в месторождениях. И хотя попытки Бируни у совершенствовать традиционную классификацию весьма несовершенны, они были порождены стремленном к установлению внутренней связи явлений и их можно рассматривать как зачатки естественной классификация минералов.
Не ограничиваясь критическими замечаниями по поводу суеверий, мистических и алхимических представлений, Бируни, опираясь на данные наблюдений и эксперимента, хотя и весьма кратко, изложил свои довольно определенные взгляды на происхождение минералов. Он был сторонником водного их происхождения, т. е. считал, что минералы образуются путем выделения кристаллов из водных растворов и затвердевания глины и других веществ. Эти представления зародились еще в древности, например греки считали горный хрусталь сильно замерзшим, окаменевшим льдом. Бируни был знаком с этими представлениями, однако понимал их не столь примитивно и не считал холод основной причиной отвердевания.

Хрусталь

Хрусталь

Особое внимание он обращал на факты выделения минеральных веществ из источников, и под «окаменением» воды понимал выделение растворенных в ней веществ, т. е., говоря современным языком, кристаллизацию солей. Доказательством водного образования минералов Бируни считал включения капель жидкостей в кристаллах. «Все прозрачные минералы, — писал он, — в основе своей —текучие ЖИДКОСТИ, которые окаменели. На это тебе указывает наличие в них инородных примесей вроде пузырьков воздуха* капель воды, листьев растений, кусочков дерева... Всякая жидкость, поскольку она в текучем состоянии, нуждается в сосуде, который задерживал бы ее и не давал бы ей растекаться до тех нор, пока она не затвердеет и не потеряет способности течь» («Минералогия», стр. 39).
Под «окаменением» Бируни понимал и затвердевание первоначально пластического вещества (например, глины). «И так же как существует каменеющая вода, бывают и глины, которые окаменевают от ветра и воздуха» («Минералогия», стр. 180) Такой отвердевшей глиной Бируни считал бирюзу. Свои рассуждения он подкреплял многочисленными ссылками на сведения, полученные от практиков горного дела.
Средневековые минералогические трактаты обязательно включают сведения о месторождениях минералов и металлов. Но сведения Бируни представляют особую ценность для историков, так как содержат и литературные данные не дошедших до нас источников, и рассказы старателей, купцов, ювелиров, а по обилию и географической точности значительно превосходит все, что было известно до него, Бируни называет не только страну или область, но приводит точные сведения о местонахождении рудников, названия близлежащих селений как лично ему известных, так и полученных из литературных источников. Он описывает старые, широко известные области добычи камней в Индии, на Шри-Ланке и в Африке и, что особенно ценно для истории горного дела в нашей стране, дает точные и подробные сведения о месторождениях и добыче полезных ископаемых на территории Средней Азии и Кавказа. Бируни приводит данные о месторождениях лазурита, горного хрусталя, бирюзы, нефрита, гагата, нефти, асбеста, ртути, железа, меди, золота, серебра и ряда других минералов, упоминает о добыче горного хрусталя в Армении и янтаря на Балтийском море.

Янтарь

Янтарь

В отличие от известных средневековых минералогических трактатов, которые, как правило, не сообщали о способах добывания и обработки металлов и минералов, Бируни приводит подробные сведения о геологических условиях залегания минералов и руд и способах их добычи. Например, он подробно описывает два способа добычи балахшанского лала: проходкой шахт и поисками на поверхности среди щебня в ущельях гор и в селевых наносах, сообщает об амальгамизации золота ртутью из песка и шлака, о применении мельниц и толчеи для дробления руд.

Бируни был хорошо знаком с технологией обработки камней и со знанием дела писал о шлифовальных материалах, об огранке, механической и химической обработке, окраске. Его сведения, можно сказать, из первых рук. Известно, что он не только наблюдал процесс обработки минералов в мастерских ремесленников-ювелиров, но часто сам принимал участие в этой работе.
Особого внимания заслуживают сведения Бируни об обработке железа, об изготовлении мечей у русов. Эта сведения позволяют по-новому подойти к истории «дамасской» стали (См. Б. Колчин. Несколько замечаний к главе «О железе» минералогического трактата Бируни)

Важное значение для историков имеют сведения о применении камней в технике и медицине и особенно данные о торговле ими (тарифы и правила оценки камней, по которым можно судить о ценообразовании в средние века).
В «Минералогии» приведены таблицы цен на изумруды и жемчуг и правило оценки яхонта: «При удвоении веса камня стоимость его увеличивается в четыре раза» («Минералогия*, стр. 48). Данные Бируни — единственный источник сведений о ценах па камни в его эпоху. После него этот вопрос в восточной литературе никогда не освещался с такой полнотой.
Изложенное позволяет сделать вывод, что «Минералогия» — произведение исключительное и по обилию фактического материала, и по критической оценке источников, и по методическим установкам автора. Бируни в известной степени подвел итог состоянию этой науки и указал пути ее дальнейшего развития. Естественно, что этот трактат оказал значительное влияние на развитие средневековой восточной минералогии. Пути этого влияния проследил А. М. Боленицкий. Оно сказалось па творчестве таких крупнейших ученых восточного средневековья, как Омар Хайям (XI в.), Хазини (XII в.), Насир ад-Дин Туси (XIII в.). Трактат Хайяма об удельных весах представляет собой дальнейший существенный шаг в развитии методов, выработанных Бируни. Хазини, в книге которого подробно разработана теория взвешивания (в частности с помощью определения центров тяжести и равновесия плавающих тел), пользовался для определения объемов коническим сосудом Бируни. В «Книгу весов мудрости» включены описания восьми основных драгоценных камней, взятые из «Минералогии». Б минералогическом трактате Туси в качестве основного источника использована «Минералогия» Бируни, о чем можно судить и по ссылкам и по самому характеру текста. Так, раздел, посвященный определению удельных весов, содержит многочисленные ссылки на Бируни. Данные Бируни, полученные из трактата Туси, использовал известный ученый XIV в. Хамдаллах Каавини, включив их в минералогический раздел своей космографии, который содержит также заметку об удельных весах с непосредственной ссылкой на Бируни. В XV в. прямое влияние Бируни можно видеть в сочинении Мухаммеда ибн Мансура «Джавахир-наме», который широко использовал «Минералогию» и трактат об удельных весах. Ссылка на Бируни в экскурсе об удельном весе драгоценных камней содержится в книге историка Абу-л-Фадла Аллами (рубеж XVI— XVII вв.), посвященной империи индийского шаха Акбара; эта книга в Европе стала известна в начале XIX в.
Однако группа авторов (ат-Тайфаши, ад-Димишки и другие) полностью игнорировала труд Бируни, несмотря на то что он несомненно был им хорошо известен. (Характерно, что в их сочинениях вообще нет раздела об удельных весах.) Экспериментальный метод Бируни и его научные принципы противоречили основам шариата и были весьма опасны для ислама. Π этом следует искать причину враждебного отношения к минералогическим сочинениям Бируни. Именно поэтому более популярной была содержащая множество фантастических сведений книга псевдо-Аристотеля, которая оказалась более приемлемой и для средневековой Европы, находившейся тогда еще в плену суеверных представлений. К тому же не следует забывать, насколько непререкаемым был в ту эпоху авторитет Аристотеля. Этим можно объяснить, почему «Минералогия», как и другие сочинения Бируни, оставалась неизвестной в Западной Европе.

 

 

Все публикации

Выучить английский легко
 
 
 
Публикации сайта «Мир Ароматов» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено отдельно.
Указывать сайт «Мир Ароматов» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.